Количество интернет-магазинов в Могилевской области увеличилось почти втрое за последние пять лет

Количество интернет-магазинов в Могилевской области увеличилось почти втрое за последние пять лет. С начала текущего года зарегистрировано 86 субъектов хозяйствования, пожелавших заниматься торговлей в онлайн-режиме. Об этом сообщили в главном управлении торговли и услуг Могилевского облисполкома.

Плюсы такого способа торговли очевидны: возможность произвести покупку, не покидая дом, за короткое время ознакомиться с широким перечнем товаров, и, наконец, рассчитаться за приобретенный товар посредством электронных денег. Этим и объясняется ежегодный прирост количества интернет-магазинов.

Их часто советуют, как хороший вариант для первого собственного бизнеса. Отличие интернет-магазина от интернет-витрины в обязательном наличии возможности заказать товар онлайн, по телефону либо иным способом и в отсутствии торгового объекта. Но для осуществления торговли сайты интернет-магазинов должны быть зарегистрированы в Торговом реестре Республики Беларусь и соблюдать правила онлайн-торговли. Они запрещают продавать алкоголь, слабоалкогольные напитки и пиво, БАДы, ветеринарные средства, лекарства, оружие и патроны, пиротехнику, семена мака, сигареты, жидкости для электронных систем курения, ювелирные изделия, монеты из драгметаллов и некоторые другие товары.

При этом скоропортящиеся продукты и спортивное питание можно реализовывать в интернет-магазине, если у продавца есть торговый объект, где продают и хранят такую продукцию, а также если продавцом является изготовитель такой продукции (при этом не важно, есть ли у него торговый объект).

Устойчивый рост

Несложные правила торговли в сети и повышенный спрос на электронную (e-commerce) торговлю способствуют устойчивому росту интернет-магазинов. «Ускорение этому процессу придали, в том числе и современные вызовы, требующие дистанцирования и бесконтактных методов приобретения товаров, а также доступность и мобильность интернет-коммуникаций», – отметили в главном управлении торговли и услуг Могилевского облисполкома.

По оперативным данным Торгового реестра по состоянию на 1 июля 2020 года на территории Республики Беларусь зарегистрировано 24014 интернет-магазинов. В региональном разрезе больше всего интернет-магазинов зарегистрировано в Минске – 15059, а это 62,7% от общего числа и Минской области (15,3%). Далее идут Брестская (5,6%), Гомельская (4,6%), Гродненская (4,1%), Могилевская (3,9%) и Витебская (3,8%).

На территории Могилевской области функционирует 931 интернет-магазин, из которых 268 принадлежат юридическим лицам, 663 – индивидуальным предпринимателям. Наибольшее количество зарегистрированных интернет-магазинов находится в Могилеве – 537.

По статистическим данным объем продаж интернет-магазинов Могилевской области за 2019 год составил 4,9 миллиона рублей или 106,2% в сопоставимых ценах к уровню 2018 года. При этом их доля в объеме товарооборота организаций торговли региона не превысила 0,12%. «Стоит учесть, что в соответствии с существующей методикой данные представлены только по 55 интернет-магазинам, зарегистрированным в области, так как в соответствии с инструкцией по учету розничного товарооборота продажа товаров, реализованных через интернет-магазин, включается в отчет по месту государственной регистрации юридического лица, осуществляющего торговлю, что не позволяет объективно учесть стоимость товаров, реализованных населению в конкретном регионе посредством интернета, и не отражает реальную картину объемов розничного товарооборота области», – уточнили в главном управлении.

Что покупают жители Могилевской области в интернете

Предпочтения остаются практически неизменными: чаще всего через интернет покупают бытовую технику, мобильные телефоны, одежду и обувь. В текущем году заметно возросло количество заказов продуктов питания и готовой еды. Согласно данным маркетплейс Deal.by за 2019 год жители Беларуси активно совершали онлайн-покупки в локальных интернет-магазинах. На втором месте – интернет-магазины Китая, далее следуют площадки из США, России и Польши. 

Портрет покупателя

По данным опроса двухлетней давности каждый второй белорус совершал покупки в интернете. Самые активные онлайн-покупатели – женщины в возрасте 25-30 лет.

За истекший период 2020 года 50% белорусов совершили покупку в интернете. Чаще всего онлайн покупки делали, используя смартфон. Самый существенный стимул – более низкие цены по сравнению с оффлайн магазинами и большой выбор.

По данным Белстата и маркетплейса Deal.by, за восемь месяцев 2020 года розница в стране выросла на 7%, электронные продажи за этот же период – на 30%. По прогнозу Deal.by, объем интернет-продаж в Беларуси к концу 2020 года может составить 2,2 миллиарда рублей, доля e-commerce в ритейле страны по его итогам – 4,5%.

Галина ХИТРИКОВА.

Фото автора.