Проблемы развития туристической отрасли рассмотрели на Совете развития предпринимательства при Могилевском облисполкоме

Туристическая отрасль – одна из тех, которая в числе первых попала под удар новой коронавирусной инфекции. Речь идет об ударе не только медицинском, а и финансовом – из-за распространения covid-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – перенести или вовсе отменить. В таких условиях туроператоры, турагенты, перевозчики, гостиницы и другие участники рынка туристических услуг понесли серьезные убытки.

Характерна такая ситуация и для субъектов туризма Могилевской области. Как минимизировать потери, сохранить бизнес и дождаться снятия инфекционных блокад? Изучению вариантов решения имеющихся проблем и было посвящено последнее заседание Совета по развитию предпринимательства при Могилевском облисполкоме.

В своем приветственном слове председатель Совета, заместитель председателя Могилевского облисполкома Руслан Страхар обратил внимание на то, что турсфера Могилевской области – это, в основном, частный бизнес. «В январе-июле текущего года субъектами малого и среднего предпринимательства сформировано 43,8% поступлений в бюджет (для сравнения: в январе-июле 2019 года – 37,6%). По состоянию на 1 августа количество действующих микро-, малых и средних организаций составило 7581 (90,2% к аналогичной дате 2019 года.), индивидуальных предпринимателей – 25505 (105,4%). «Таким образом, отмечается сокращение числа юридических лиц и рост количества индивидуальных предпринимателей. При этом суммарно мы имеем рост общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства – 101,5%. Важно не допустить снижения этих показателей даже в нынешних непростых условиях», – отметил Руслан Страхар.

Он рассказал про принятый ряд мер по поддержке экономики, в том числе направленный на стабилизацию деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. «В целом по Могилевской области по Указу №143 обратилось 1655 субъектов хозяйствования за предоставлением временных льгот: отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов. Из них удовлетворено 1257, отказано – 383, находится в стадии рассмотрения – 12 обращений. Сумма поддержки составила 2256,7 тысяч рублей. Кроме того, принято решение областного Совета депутатов об уменьшении в течение II и III кварталов 2020 года в два раза размера применяемых в этот период ставок единого налога. Данной льготой уже воспользовалось 7416 индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получив льготу в 1640,9 тысяч рублей», – рассказал заместитель председателя Могилевского облисполкома.

По его словам, принятые меры для части бизнеса смягчили последствия пандемии. Вместе с тем, ряд отраслей продолжают испытывать серьезные проблемы. Среди них – сфера туризма. По итогам января-июля 2020 года объем экспорта туристических услуг Могилевской области составил 1,1 миллиона долларов США или 37,3% к уровню января-июля 2019 года.

«Пандемия и закрытые границы стали поводом для многих субъекты туристической инфраструктуры обратить внимание на внутренний рынок. Но он, как оказалось, не готов предложить именно востребованные услуги», – поделилась ходом развития событий на рынке туруслуг директор «Могилевоблтуриста» Елена Карпенко.

В качестве примера она привела сплавы на байдарках – популярный в настоящее время вид активного отдыха. Но ни один из туроператоров региона не предлагает такую услугу. «На территории Могилевской области в сфере туризма работает огромное количество субъектов разной формы собственности. Но каждый из них работает на себя, не задумываясь о кооперации с другими субъектами туристической сферы, что не позволяет создать полноценный туристический продукт, например, тот же сплав по рекам с остановками, ночевками, посещениями достопримечательностей», – поделилась наболевшим директор «Могилевоблтуриста».

По ее мнению, рост интереса к внутреннему туризму должен стать толчком к его более эффективному развитию, а также продвижению уже имеющегося потенциала. Тому поспособствует создание информационного туристического центра в Могилевской области, в котором есть острая необходимость. «Регионы Могилевщины, в том числе и город Могилев, не достаточно хорошо заявляют о своих туристических возможностях, что и отражается на низком потоке туристов. Причина – недостаток бюджетных средств, выделяемых на маркетинг туристических услуг. На сегодня имеющаяся сумма составляет 6500 долларов США в год. Этих средств хватает только на печать буклетов и участие в двух выставках – в Минске и Москве, чего крайне недостаточно для того, чтобы полноценно заявить о туристических возможностях Приднепровского края», – отметила Елена Карпенко.

Она также обратила внимание на важность развивать местные туристические объекты комплексно, то есть интегрируя в сферу туристско-экскурсионной деятельности разнообразные объекты показа, отдыха и развлечений. Таким может стать «Чигиринский туристический кластер», который в настоящее время проходит стадию обсуждения и изучения возможностей создания. Заместитель председателя комитета экономики Могилевского облисполкома Павел Мариненко, презентуя проект, предложил и членам Совета по развитию предпринимательства высказать свое виденье создания кластера и дальнейших перспектив его развития. Фото 4

Подводя итог встречи, Руслан Страхар пообещал озвученные проблемные вопросы обсудить на уровне руководства области.

Галина ХИТРИКОВА.

Фото автора.