Вопросы исчисления подоходного налога в 2018 году

На вопросы, возникающие при налогообложении доходов физических лиц, ответили эксперты: начальник управления налогообложения доходов и имущества физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский, начальник главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут.

– Какие изменения произошли в 2018 году в порядке исчисления подоходного налога? (Статкевич Ирина)

Ковалевский Андрей: В связи с отсутствием в 2018 году изменений или дополнений, внесенных в Налоговый кодекс, говорить о каких-либо масштабных изменениях в налоговом законодательстве не приходится.

Вместе с тем 25 января 2018 года Президентом Беларуси был подписан Указ № 29 «О налогообложении». Принятие документа было обусловлено необходимостью принятия мер, как непосредственно связанных с обеспечением доходной части бюджета на 2018 год, так и положений, направленных на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства. В частности, в связи с необходимостью осовременивания налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу Указом № 29 предусмотрена их индексация на прогнозный темп роста номинальной заработной платы.

В частности, проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц:

  • стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, – с Br705 до Br776 на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК);
  • доходы, полученные от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, с Br5555 до Br6116 в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК);
  • не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые в течение календарного года от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с Br1678 до Br1847 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода; организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы, – с Br111 до Br122 от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК); профсоюзных организаций членами таких организаций, – с Br336 до Br370 каждой профсоюз­ной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК);
  • оплата за физическое лицо организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимися для такого лица местом основной работы, страховых услуг, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, – с Br2874 до Br3164 от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19-1 п. 1 ст. 163 НК);
  • безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с до Br11 102 до Br12 223 в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК).

Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных и социального налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, предоставляемый в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br93 до Br102 в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей Br620 в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, предоставляемый на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК: на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с Br27 до Br30 в месяц; для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с Br52 до Br57 на каждого ребенка в месяц; для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей – с Br52 до Br57 в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 164 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в абзацах втором–шестом подпункта 1.3 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br131 до Br144 в месяц;
  • предел социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 165 НК, предоставляемого по суммам страховых взносов, уплаченных физическим лицом страховым организациям Республики Беларусь по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, увеличен с Br2874 до Br3 164 в течение налогового периода.

– Будет ли отменена обязанность представлять в налоговый орган по окончании календарного года налоговую декларацию по подоходному налогу в случае превышения установленного законодательством размера годового дохода и, соответственно, исключена доплата налога? Какова статистика уплаты подоходного налога гражданами, которые получают доходы от сдачи другим физлицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест?

Ковалевский Андрей: В 2017 году физическими лицами, уплачивающими подоходный налог в фиксированных суммах с доходов от сдачи внаем (аренду) иным физическим лицам жилых и нежилых помещений, уплачены такие налоги на общую сумму Br26,6 млн, за 9 месяцев 2018 года – Br21,7 млн. Кроме того, 1 480 физических лиц, у которых доходы от сдачи внаем таких помещений в 2017 году превысили Br5555, произвели в текущем году доплату подоходного налога в размере Br1,5 млн.

Законопроектом о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривается иной подход к доплате налога. Так, планируется отменить обязанность доплачивать подоходный налог в случае превышения доходов от сдачи внаем (аренду) иным физическим лицам жилых и нежилых помещений установленных пределов.

В свою очередь предусматривается, что при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от сдачи физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период подоходного налога в фиксированных суммах, плательщиком производится доплата подоходного налога в размере 10 % от суммы такого превышения.

Однако следует не забывать, что в отношении доходов, полученных в 2018 году, сохранится действующий порядок доплаты налога, а нововведения затронут только доходы, получаемые начиная с 2019 года.

Кроме того, следует обратить внимание, что данные нормы содержатся именно в законопроекте, который еще не принят, и вести речь именно о таком порядке преждевременно.

– Очень волнует вопрос, будет ли в 2019 году квартальный отчет по подоходному налогу? Ведь для бухгалтера это дополнительный огромный кусок работы. А по доходам работника и так надо будет сдавать ежеквартальный отчет по ПУ-3. (Драгун Татьяна Борисовна, г. Минск)

Ковалевский Андрей: Первоначальной редакцией проекта закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривалось, что налоговые агенты – белорусские организации, предприниматели – обязаны будут ежеквартально представлять в налоговый орган подробные сведения о доходах своих сотрудников, включающие информацию о доходах, налоговых льготах и сумме подоходного налога, удержанного с этих доходов.

Вместе с тем с 2019 года вводится обязанность ежеквартально представлять сведения персонифицированного учета, и эти сведения частично дублируют друг друга. Поэтому принято решение в 2019 году сохранить действующий порядок представления сведений о доходах в налоговые органы. Как и сейчас, налоговые агенты будут один раз в год представлять сведения о доходах иностранных граждан, информацию о возврате взносов при прекращении строительства жилья, а также о предоставлении стандартного налогового вычета не по месту основной работы.

За ближайшие два года государственные органы определят оптимальный механизм сбора сведений в единый информационный ресурс, чтобы исключить трудовые и временные затраты налоговых агентов на передачу этих сведений.

Планируется, что сведения в единый информационный ресурс будут собираться, начиная с 2021 года в порядке, установленном Советом Министров.

– Учредитель ООО – физлицо в октябре 2018 года продает часть принадлежащей ему доли в уставном фонде ООО. Эта доля была приобретена им в июне 2015 года. Освобождается ли этот доход от обложения подоходным налогом на основании подп. 1.24-1 ст. 163 НК? (Статкевич Ирина)

Ковалевский Андрей: Подпунктом 1.24-1 пункта 1 статьи 163 НК установлено, что от подоходного налога освобождаются доходы плательщиков, полученные от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих физическому лицу непрерывно не менее трех лет, а также акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее трех лет с даты приобретения любому третьему лицу. При этом установлено, что данные положения применяются в отношении долей в уставном фонде, приобретенных плательщиком начиная с 1 января 2014 года. Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации полученный учредителем доход освобождается от подоходного налога на основании указанной статьи.

– Организация, осуществляющая аутсорсинговую деятельность, оплачивает за своих работников госпошлину за прием квалификационного экзамена на получение аттестата налогового консультанта; вступительный и ежемесячные взносы в Палату налоговых консультантов. Подлежат ли указанные суммы обложению подоходным налогом? (Яцкевич Светлана, специалист по налогообложению)

Ковалевский Андрей: Согласно пункту 1 статьи 153 НК для физических лиц, как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Беларуси. Налогообложению подлежат все доходы, полученные физическим лицом, как в денежной, так и в натуральной формах (ч. 1 п. 1 ст. 156 НК).

При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК). Таким образом, указанные доходы подлежат налогообложению с учетом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 НК.

– Организация арендует квартиры у физлиц. Согласно заключенным договорам она ежемесячно оплачивает собственникам жилья арендную плату и возмещает стоимость коммунальных услуг, потребленных жильцами арендованных квартир. Эти квартиры в соответствии с условиями трудовых договоров бесплатно предоставляются для проживания работникам организации. Являются ли расходы организации по аренде жилья и возмещению коммунальных услуг доходом работников, облагаемым подоходным налогом? (Бегун И.Е., г. Минск)

Ковалевский Андрей: В рассматриваемом случае у работника организации, которому на безвозмездной основе передано для проживания имущество, арендованное обществом у другого физического лица, объект для исчисления подоходным налогом не возникает, так как обязанность вносить плату за пользование арендованным жильем, возмещать коммунальные услуги, возложена на организацию-арендатора, и, соответственно, факт оплаты организацией за работника товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав отсутствует.

– С целью соблюдения общих санитарно-эпидемиологических требований организация общепита обеспечивает отдельных работников, соприкасающихся в работе с пищевыми продуктами, санитарной одеждой. Эта одежда выдается во временное пользование на период выполнения служебных обязанностей. Является ли указанная одежда доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом? (Вашкевич Ираида Леонтьевна)

– Организация торговли обеспечивает своих работников одеждой, которая разработана в едином корпоративном стиле и подтверждает принадлежность работника к конкретной организации торговли, - фирменной одеждой. Эта одежда выдается во временное пользование на период выполнения служебных обязанностей. Является ли указанная одежда доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом? (Шибчик Т.И., г. Мозырь)

Ковалевский Андрей: Объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные физическими лицами в размере стоимости приобретенной организациями униформы, выдаваемой во временное пользование (подпункт 2.5 пункт 2 статьи 153 НК). Соответственно, стоимость такой одежды, выдаваемой работнику организацией, не признается объектом налогообложения подоходным налогом при условии, что она выдается работнику в пользование на время работы. То есть и санитарная, и фирменная одежда является собственностью организации, и в случае увольнения работника из организации эта одежда подлежит возврату либо при ее невозврате остаточная стоимость одежды удерживается из заработной платы работника (вносится им в кассу организации).

Дополнительно следует отметить, что понятие «доход» (для целей налогообложения) определено пунктом 1 статьи 34 НК как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 14-16 НК или актами Президента Республики Беларусь.

Таким образом, стоимость одежды, выдаваемой организацией работнику во временное пользование для исполнения последним своих служебных обязанностей, не образует доход для целей налогообложения.

– Пенсионер – бывший работник организации, для которого она была местом основной работы, переехал жить к дочери в другую страну. После его смерти в организацию обратилась дочь умершего с заявлением об оказании ей материальной помощи для оплаты услуг по погребению. По данному заявлению было принято положительное решение. Приобретена валюта и перечислена за рубеж. Облагается ли подоходным налогом указанная помощь? (Елена, г. Орша)

Ковалевский Андрей: От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной работы умершего работника, в том числе пенсионера, ранее работавшего в этих организациях, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК). Таким образом, материальная помощь, полученная дочерью умершего пенсионера, от организации, которая ранее являлась местом его основной работы, освобождается от подоходного налога независимо от размера такой материальной помощи и факта перечисления ее за пределы Беларуси.

– В учреждение образования обратилась мать студента с заявлением об оказании матпомощи в связи с его смертью. Студент обучался в дневной форме получения образования. Подлежит ли налогообложению подоходным налогом сумма оказанной матери студента матпомощи? (Петр Жигарь)

Ковалевский Андрей: От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной учебы умершего обучающегося лицам, состоящим с умершим обучающимся в отношениях близкого родства (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК). Таким образом, материальная помощь, полученная матерью умершего студента от организации, которая ранее являлась местом его основной учебы, освобождается от подоходного налога независимо от размера такой материальной помощи.

– Организация оказывает своему работнику материальную помощь в связи с пожаром принадлежащего ему жилого дома. Является ли пожар чрезвычайной ситуацией в целях применения в отношении указанной помощи льготы, установленной подп. 1.8 ст. 163 НК? Какие документы должен представить работник? (Рохлин Д.Я.)

Ковалевский Андрей: От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайной ситуацией (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК).

Пожар относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера (подпункт 8.1 п. 8 Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением МЧС от 19.02.2003 №17). Таким образом, сумма материальной помощи, выданная работнику в связи с чрезвычайной ситуацией (пожаром), освобождается от налогообложения подоходным налогом. Подтверждением вышеуказанных обстоятельств служат соответствующие документы из органов МЧС.

– Организация приняла на работу гражданина Украины, прибывшего в Беларусь в связи с военными событиями на юго-востоке Украины, и оказала ему матпомощь. Можно ли в отношении этой помощи применить льготу, установленную подп. 1.8 ст. 163 НК (чрезвычайная ситуация)? (Рудко Галина)

Ковалевский Андрей: Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Вместе с тем закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Беларуси, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации освобождение от подоходного налога, предусмотренное подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 163 НК, не может быть применено. Вместе с тем налогообложение указанного дохода осуществляется с учетом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 НК.

– В соответствии со ст. 182 ТК организация при предоставлении своим работникам трудового отпуска осуществляет единовременную выплату на оздоровление в размере, определенном коллективным договором. Можно ли применить в отношении этой выплаты льготу, предусмотренную подп. 1.9 ст.163 НК? (Гаврилова Татьяна, г. Минск)

Ковалевский Андрей: Указанная в вопросе норма предусматривает освобождение от подоходного налога сумм материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Согласно информации, указанной в вопросе, материальная помощь работникам организации оказывается на основании коллективного договора. Учитывая, что коллективный договор не относится к законодательным актам, налоговая льгота, предусмотренная подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 163 НК, в отношении такой материальной помощи не применяется. Вместе с тем при налогообложении таких доходов может быть применена налоговая льгота, установленная подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 НК.

При этом следует отметить, что статья 182 Трудового кодекса, являющегося законодательным актом, не предусматривает случаи выплаты материальной помощи и обязанность нанимателя по их выплате, а только предписывает нанимателю выплачивать материальную помощь в тех случаях, когда она предусмотрена законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

– В соответствии со свидетельством о направлении на работу в организацию принят иногородний молодой специалист. Наниматель ежемесячно оказывает ему денежную помощь с целью компенсации затрат, связанных с наймом жилого помещения. Возможность выплаты такой помощи предусмотрена п. 26 Положения №821. Однако ее размер определяется нанимателем. Применяется ли в отношении данной выплаты льгота, предусмотренная подп. 1.9 ст.163 НК? (Майкова Вероника Ильинична)

Ковалевский Андрей: Да, выплачиваемая молодому специалисту денежная помощь с целью возмещения затрат по найму жилого помещения освобождается от подоходного налога.

Возможность выплаты такой денежной помощи предусмотрена пунктом 26 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821. А подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 163 НК предусмотрено освобождение от подоходного налога сумм материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

– Работник организации (место основной работы) в октябре 2018 года представил свидетельство об установлении отцовства и свидетельство о рождении ребенка, в которых работник указан как отец ребенка. Дата рождения ребенка – 12.01.2014. С какого момента этому работнику предоставляется стандартный налоговый вычет на этого ребенка? С месяца рождения (но не более 3 лет)? С месяца установления отцовства (дата выдачи свидетельства)? С какой-то иной даты? (Статкевич Ирина)

Ковалевский Андрей: В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 164 НК (с учетом норм Указа № 29) при определении размера налоговой базы подоходного налога плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в 2018 году в размере Br30 в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца. Налоговый вычет предоставляется с месяца рождения ребенка и сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста (ч. 3 подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

Таким образом, у работника, установившего отцовство, право на стандартный налоговый вычет возникает с месяца рождения ребенка. Вместе с тем возврат ранее излишне удержанного подоходного налога с доходов, полученных в предшествующие налоговые периоды, производится не более чем за три предшествующих года (п. 4 ст. 181 НК).

– Работник по месту основной работы (организация А) пользовался социальным вычетом по расходам на свое обучение. Он уволился 27.09.2018, а 28.09.2018 оплатил свое обучение за первый семестр нового учебного года. До конца 2018 года он будет работать только по договору подряда (в организации В). Может ли организация А пересчитать подоходный налог бывшего работника за сентябрь 2018 года с применением социального вычета по расходам, произведенным 28.09.2018? (Нелли Гудинян, г. Минск)

Ковалевский Андрей: При определении размера налоговой базы подоходного налога плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им за свое обучение в учреждениях образования Беларуси при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 165 НК).

Этот вычет предоставляется плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы); налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 178 НК, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета).

Поскольку расходы по оплате обучения понесены плательщиком после увольнения с места основной работы (организации А), то воспользоваться своим правом на вычет в отношении доходов, полученных им от данной организации в период его работы в ней, он не вправе. В данном случае плательщик сможет воспользоваться своим правом на социальный налоговый вычет в отношении доходов, полученных от организации В, но только по окончании календарного года при подаче в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации и документов, подтверждающих право на вычет (установлены в пункте 3 статьи 165 НК).

– В 2017 году работнику по месту основной работы предоставлялся имущественный вычет по расходам на строительство квартиры. В конце 2017 года работник расторг договор строительства. В начале 2018 года он подал налоговую декларацию за истекший год (в связи с возвратом денежных средств, уплаченных на строительство квартиры) и уплатил доначисленный ему подоходный налог. В сентябре 2018 года работник приобрел жилой дом. Какие документы должен представить работник, чтобы воспользоваться имущественным вычетом по расходам на приобретение дома? Или он не имеет такого права? (Рудко Галина)

Ковалевский Андрей: Частью 14 подпункта 1.1 пункта 1 статьи 166 НК установлено, что в случае применения (частичного применения) плательщиком имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, плательщик не вправе применить такой имущественный налоговый вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома.

В отношении имущественного налогового вычета по договору строительства квартиры, расторгнутому в 2017 году, физическое лицо осуществляло расходы на строительство жилого помещения и имело право на имущественный налоговый вычет.

Вместе с тем, согласно части второй подпункта 1.28 пункта 1 статьи 163 НК, при прекращении строительства квартир, а также при выбытии физических лиц из членов организаций застройщиков до завершения строительства возвращаемые взносы, по суммам которых ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет, подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей 178 НК, а именно путем представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и уплаты подоходного налога.

Если физическим лицом совершены вышеуказанные действия по уплате налога, то такое лицо считается не применявшим имущественный налоговый вычет. Соответственно, при соблюдении иных условий, установленных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 166 НК, оно будет иметь право на применение имущественного налогового вычета в отношении расходов на приобретение жилого дома.

Перечень документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет, установлен в пункте 2 статьи 166 НК. В рассматриваемой ситуации для получения имущественного налогового вычета в связи приобретением жилого дома плательщику следует дополнительно предоставить в организацию по месту основной работы подтверждение налогового органа о представлении им налоговой декларации (расчета) и уплате подоходного налога с сумм возвращенных взносов, на которые ранее был предоставлен имущественный налоговый вычет.

– Если налоговому агенту представлены копии документов, подтверждающие расходы на строительство жилья, то бухгалтер должен сверить их с оригиналами и проставить на оригинале отметку о сумме представленного имущественного вычета. Какую ответственность несет бухгалтер, не проставивший на оригиналах документов такие отметки? (Мария Игнатьевна, г. Поставы)

Ковалевский Андрей: Пунктом 2 статьи 166 НК установлено, что одними из документов, на основании которых плательщику предоставляется имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 166 НК, являются документы, подтверждающие фактически произведенные расходы на строительство или приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры и иные расходы, принимаемые к вычету. Указанным пунктом также предусмотрено, что налоговому агенту могут быть представлены копии таких документов. В этом случае налоговым агентом представленные копии сверяются с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.

Ответственность за непроставление налоговым агентом на оригиналах документов, подтверждающих фактически произведенные плательщиком расходы на строительство или приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, не предусмотрена.

Вместе с тем полагаем, что если законодательным актом возложена какая-либо обязанность на налогового агента, то такая обязанность должна быть исполнена независимо от наличия либо отсутствия мер ответственности.

Кроме того, отсутствие на оригиналах документов отметки о сумме предоставленного имущественного налогового вычета может повлечь необоснованное повторное получение вычета на сумму одних и тех же расходов (например, в организации по месту работы супруга (супруги) плательщика) и, как следствие, причинение ущерба бюджету в виде недопоступления сумм налога.

– ИП, применяющий УСН, получает доходы от коммерческой организации, учрежденной его сыном. По указанным доходам он является плательщиком подоходного налога. Вправе ли ИП при налогообложении этих доходов применить профессиональный (в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов) стандартные, социальные и имущественный вычеты? (Яцкевич Светлана, специалист по налогообложению)

Ковалевский Андрей: Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно родителями участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), – в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций. Это установлено подпунктом 3.19 пункта 3 статьи 286 НК.

Соответственно, доход, полученный индивидуальным предпринимателем от коммерческой организации, учредителем (участником) которой является его сын, облагается подоходным налогом в порядке, установленном главой 16 НК.

При этом для доходов, в отношении которых ставка подоходного налога установлена подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 173 НК (то есть доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности), в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 156 НК налоговая база подоходного налога определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 168, 164 -166 НК.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель имеет право на применение профессионального, стандартных, социальных и имущественного налоговых вычетов при соблюдении условий их применения, установленных главой 16 НК.

– Резидент ПВТ выплачивает своим работникам следующие доходы: компенсацию за использование автомобилей в соответствии со ст. 106 ТК; арендную плату за предоставление автомобиля во владение и пользование резиденту ПВТ. Какая ставка налога применяется в отношении этих доходов? (Бабинецкая Татьяна, г. Минск)

Ковалевский Андрей: Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), облагаются подоходным налогом по ставке в размере 9 %. Это предусмотрено пунктом 31 Положения о ПВТ, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 173 НК.

Соответственно, доходы физических лиц, полученные в рамках иных гражданско-правовых договоров, в том числе договора аренды автомобиля, облагаются по ставке в размере 13%, установленной пунктом 1 статьи 173 НК.

Что касается компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику, то статьей 106 ТК предусмотрено, что работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

Таким образом, с учетом информации, изложенной в ответе на предыдущий вопрос, компенсация работнику за использование автомобилей в соответствии со статьей 106 ТК облагается по ставке 9 %.

– По какой ставке резидент ПВТ должен удержать подоходный налог из суммы оказываемой своим работникам матпомощи, если ее выплата предусмотрена положением об оплате труда или положением об оказании матпомощи? В трудовом контракте работника ни размер, ни порядок выплаты матпомощи не указан, содержится только ссылка на соответствующий ЛНПА. (Бабинецкая Татьяна, г. Минск)

Ковалевский Андрей: Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), облагаются подоходным налогом по ставке в размере 9 %. Это предусмотрено пунктом 31 Положения о ПВТ, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 173 НК.

Как отмечалось в письме МНС от 5 октября 2016 года №3-2-7/5706, основополагающим условием применения ставки подоходного налога в размере 9 % является наличие трудовых отношений (трудового договора или контракта) между резидентом Парка высоких технологий – нанимателем и физическим лицом – работником.

Согласно статье 7 Трудового кодекса Республики Беларусь источниками регулирования трудовых отношений в организации являются акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (ЛНПА), трудовые договоры.

В разъяснении Министерства труда и социальной защиты было отмечено, что трудовой договор, по решению нанимателя, может содержать как конкретные условия выплат стимулирующего и компенсирующего характера, так и ссылку на ЛНПА, регулирующие порядок их выплат. При этом законодательство о труде не обязывает нанимателя указывать в трудовом договоре право на выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные для работников ЛНПА организации.

Учитывая вышеизложенное, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, производимые резидентом ПВТ – нанимателем физическому лицу – работнику (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) как в соответствии с трудовым договором, так и ЛНПА, независимо от наличия или отсутствия ссылки на них в трудовом договоре, облагаются подоходным налогом по ставке 9 %.

– С 2019 года физлица смогут обращаться для подачи налоговой декларации по подоходному налогу в любую налоговую на территории Беларуси. Какие организационные и технические работы проводятся налоговыми органами, чтобы обеспечить гражданам такую возможность?

Шкут Сергей: Проектом закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Беларуси предусмотрено право на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет, места жительства. Так, плательщик имеет право получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Непосредственно физическим лицам, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предоставляется право: представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства: налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц; налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщика, не признаваемого налоговым резидентом Республики Беларусь, а также уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; документы, необходимые для определения суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подлежащей зачету или возврату.

Кроме того, физические лица смогут обращаться независимо от места постановки на учет, места жительства за осуществлением административных процедур в инспекции Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе.

Эти меры наряду с созданием центров обслуживания плательщиков направлены на создание комфортных условий плательщикам для исполнения ими налоговых обязательств. В настоящее время налоговые органы стандартизируют все услуги. Порядок взаимодействия налогового органа и плательщика по каждой услуге устанавливается соответствующим регламентом, который будет доступен для плательщиков. Таким образом, они будут знать действия налогового органа по оказанию той или иной услуги и смогут оценивать ее качество.

– 21 сентября 2018 года Наблюдательным советом ПВТ было принято решение о регистрации еще 96 новых компаний в качестве резидентов ПВТ. При налогообложении подоходным налогом доходов работников этих резидентов следует разделить доходы за этот месяц по дням для применения ставки 9 %. Какие дни – календарные или рабочие – следует использовать для определения части дохода, приходящегося на соответствующую часть месяца для целей определения налоговой базы подоходного налога? (Статкевич Ирина)

Ковалевский Андрей: Ставка подоходного налога в отношении доходов физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученных от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), установлена в размере 9 % (пункт 31 Положения о Парке высоких технологий, а также подпункт 3.1 пункта 3 статьи 173 НК).

Таким образом, доходы, начисленные работнику за период календарного месяца, когда организация не являлась резидентом ПВТ, подлежат налогообложению подоходным налогом по ставке 13 %, а за период со дня регистрации в качестве резидента ПВТ – по ставке 9 %.

Заработная плата работникам начисляется за фактически отработанное время (ст. 57 ТК). Поэтому для определения части дохода, приходящегося на соответствующую часть месяца для целей определения налоговой базы подоходного налога, резиденту Парка высоких технологий следует использовать рабочие дни.

– Какие изменения ожидаются в 2019 году в порядке исчисления подоходного налога? (Яцкевич Светлана, специалист по налогообложению)

Ковалевский Андрей: Законопроектом о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривается ряд изменений в части налогообложения доходов физических лиц. Пока законопроект не принят, и вести речь о том, что такие изменения будут действовать в 2019 году, преждевременно. Вместе с тем кратко обозначим основные из них.

В части уточнения перечня доходов, признаваемых (не признаваемых) объектом налогообложения, предлагается дополнить перечень мероприятий, связанных с осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями деятельностью, расходы на проведение которых не признаются для физических лиц – участников этих мероприятий объектом налогообложения подоходным налогом, двумя наиболее часто встречающимся на практике мероприятиями: семинарами и конкурсами профессионального мастерства.

Также предлагается исключить ограничение в части непризнания объектом налогообложения подоходным налогом оплату нанимателями стоимости транспортных услуг при использовании работниками автомобилей-такси в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и включить в состав доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, компенсацию или возмещение судебных расходов, морального вреда, возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков в пределах реального ущерба, получаемых плательщиками не только в соответствии с белорусским законодательством, но и законодательством иностранных государств.

Законопроектом предусмотрено упрощение и совершенствование порядка определения налоговой базы подоходного налога по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок по договорам, заключенным с белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также договорам, заключенным с иностранными организациями и ИП.

Для повышения привлекательности налогового вычета, применяемого вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг, предусматривается увеличение его размера с 10 до 20 %.

Устанавливается льгота в отношении доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения в течение пяти лет одного незавершенного законсервированного капитального строения, расположенного на земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела.

Для дальнейшего развития внебиржевого рынка Форекс и стимулирования экономического роста в данном сегменте финансового рынка, а также стимулирования предоставления и привлечения микрозаймов микрофинансовыми организациями предусматривается освобождение до 1 марта 2022 года доходов, полученных от белорусских форекс-компаний, и по 31 декабря 2020 года – доходов в виде процентов по договорам займа, в том числе микрозайма, заключенным физическими лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее одного года.

В целях дополнительной социальной поддержки родителей, супруга (супруги), опекуна или попечителя, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет, предлагается перечень иждивенцев расширить за счет инвалидов I и II групп старше 18 лет.

Для упрощения применения плательщиками и администрирования налоговыми агентами социального налогового вычета по расходам на страхование, а также создания благоприятных условий для дальнейшего развития добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов предлагается снять ограничение в части предоставления социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным плательщиками белорусским страховым организациям по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, и предоставить возможность применять такой вычет в сумме страховых взносов, фактически уплаченных страховым организациям.

В настоящее время физическое лицо имеет право применить социальный налоговый вычет по страховым взносам, уплаченным по вышеперечисленным договорам страхования, в размере, не превышающем Br3 164.

Для повышения привлекательности имущественного налогового вычета, представляемого плательщику вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, предлагается увеличить его размер с 10 до 20 %.

В целях ускорения и оперативного использования плательщиками, имеющими право на применение социальных налоговых вычетов и имущественного налогового вычета по расходам на строительство либо приобретение жилья на территории Беларуси, законопроектом предусматривается внести изменения в порядок предоставления данных вычетов по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы). Указанные вычеты плательщики вправе будут получать в течение календарного года от налоговых агентов, выплачивающих такие доходы. В настоящее время вычеты по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы), предоставляются по окончании календарного года налоговым органом.

В рамках выполнения предписаний, содержащихся в Декрете № 7 «О развитии предпринимательства» и направленных на расширение стимулов по реинвестированию прибыли, предлагается установить две пониженные ставки подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов (6 и 0 %) при соблюдении определенных условий. Так, если собственниками организации в течение трех предшествующих лет принималось решение о том, что полученная прибыль полностью идет на развитие организации, а не на выплату дивидендов, то дивиденды, полученные в текущем году, облагаются по пониженной ставке 6 %. Если выплата дивидендов не производилась в течение пяти предыдущих лет, то будет применяться ставка в размере 0 %.

Законопроектом устанавливаются конкретные ставки подоходного налога в отношении доходов от сдачи физическим лицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест, а областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставляется право уменьшать (не более чем в два раза) размер этих ставок в зависимости от категории населенного пункта, в котором находится жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также места нахождения этих помещений, машино-мест в пределах населенного пункта. В настоящее время установлены минимальный и максимальный размеры ставок подоходного налога в фиксированных суммах. Конкретные размеры ставок устанавливаются областными и Минским городским) Советами депутатов.

Для упорядочения особенностей исчисления, порядка и сроков уплаты подоходного налога налоговыми агентами проектом предлагается увеличить срок, за который налоговый агент вправе удержать у плательщика неудержанную или неполностью удержанную у него сумму подоходного налога или вернуть плательщику излишне удержанный подоходный налог – с 3 до 5 лет. Данное изменение направлено на приведение главы «Подоходный налог с физических лиц» в соответствие с изменениями, вносимыми в Общую часть НК, согласно которым удержание неудержанногого или на возврат излишне уплаченного налога осуществляется за 5 лет (вместо 3 лет).

Для физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность по декларированию доходов, полученных ими в течение календарного года, предлагается перенести срок представления в налоговый орган налоговых деклараций по подоходному налогу с 1 на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным. Это связано с необходимостью представления физическим лицом одновременно с налоговой декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей, который подлежит зачету при уплате подоходного налога в Беларуси.

– Добрый день. Какова процедура получения профессионального налогового вычета за разработку ПО, согласно статье 168 НК РБ? 1.3. плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности [...] Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов плательщики, указанные в настоящем подпункте, имеют право применить профессиональный налоговый вычет в следующих размерах: двадцать (20) процентов суммы начисленного дохода – по литературным произведениям; драматическим и музыкально-драматическим произведениям, произведениям хореографии, пантомимы и другим сценарным произведениям; картам, планам, эскизам, иллюстрациям и пластическим произведениям, относящимся к географии, картографии и другим наукам; компьютерным программам; произведениям науки; производным произведениям; составным произведениям; Мной предоставлен в ИМНС по Ленинскому району г. Бреста договор подряда, в котором указано, что я занимался разработкой и тестированием ПО, а также суммы денег, полученные за эту работу. Однако сотрудник инспекции сказала, что этих документов недостаточно, так как якобы неясно, что работа была действительно выполнена. Я предложил также предоставить выписку с банковского счета, в которой указаны реквизиты отправителя и полученные суммы, что является фактическим подтверждением того, что работа была выполнена, однако данное предложение было отклонено. Также ей не понравилась формулировка «разработка и тестирование ПО», потому что в налоговом кодексе сказано «компьютерные программы», однако разработка и тестирование являются этапам создания компьютерной программы, что можно прочитать в любом учебнике ВУЗа... Прошу предоставить алгоритм получения данного вычета, с перечнем необходимых документов, и разъяснением, почему описанного выше договора недостаточно, а также довести эти сведения до всех сотрудников налоговых инспекций, в частности Бреста, так как очевидно, что сотрудники в этом вопросе «плавают» и берут несколько дней на выяснение вопроса. Кажется, им проще найти повод, как отказать, чем действительно разобраться в вопросе. С моей точки зрения, договора на выполнение работ, с приведенными мною данными, достаточно. (Ведь его было достаточно, чтобы уплатить налог...) Я получил: 1) вознаграждение 2) за создание 3) компьютерных программ. Спасибо за рассмотрение моего вопроса. (Пятницкий Антон Сергеевич, г. Брест)

Ковалевский Андрей: Плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, вправе применить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов либо в размере 20 % суммы начисленного дохода (по компьютерным программам). Это предусмотрено подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 168 НК

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, законом «Об авторском праве и смежных правах», другими актами законодательства. Так, компьютерные программы являются объектами авторского права (пункт 1 статьи 993 ГК, пункт 5 статьи 6 закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Закон выделяет различные виды договоров в сфере авторского права, например, лицензионный договор (статья 44), авторский договор (статья 45), договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав (статья 46).

Таким образом, для принятия решения о наличии у физического лица права на профессиональный налоговый вычет необходимо рассмотрение условий конкретного договора, которым предусмотрено создание и (или) использование объекта авторского права.

Вместе с тем из сути вопроса предполагается, что такой договор предусматривает обязанность исполнителя по заданию заказчика выполнить следующие работы и услуги, и передать результат этих работ заказчику: разработка программного обеспечения и его тестирование, а также передача исключительных имущественных прав на все объекты интеллектуальной собственности, которые были созданы исполнителем по заданию заказчика.

Такой договор по своей сути не является авторским договором, предусмотренным статьей 45 закона, так как в нем, скорее всего, отсутствуют установленные в пункте 2 статьи 45 закона условия о конкретных способах использования произведения, о размере авторского вознаграждения или о порядке определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения.

В то же время такой договор содержит элементы договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав, предусмотренного статьей 46 закона, а именно: разработать программное обеспечение и передать заказчику результаты работ.

Таким образом, к доходам в виде стоимости выполненных работ по созданию объекта авторского права (разработке программного обеспечения) может быть применен профессиональный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 168 НК.

В части, касающейся выполнения работ по тестированию программного обеспечения, следует принимать во внимание следующее. Тестирование компьютерных программ является процессом испытания программного обеспечения с целью получения информации о качестве функционирования ПО. Самостоятельным объектом авторского права тестирование программного обеспечения не может быть признано, так как согласно пункту 2 статьи 7 закона авторское право не распространяется на собственно методы, процессы, системы и способы, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении. Соответственно, к доходам в виде стоимости тестирования созданного программного обеспечения профессиональный налоговый вычет не может быть применен.

В части документов, подтверждающих право на вычет, следует отметить, что физическому лицу следует представить документ, подтверждающий создание и (или) использование объекта авторского права, которым может выступать соответствующий договор.

– По какой ставке облагаются выплаченные резидентом ПВТ своим работникам пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет средств ФСЗН? (Людмила Евгеньевна, Минск)

Ковалевский Андрей: Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), облагаются подоходным налогом по ставке в размере 9 % (пункт 31 Положения о ПВТ, подпункт 3.1 пункта 3 статьи 173 НК).

Поскольку право на выплаты по государственному социальному страхованию (в том числе на выплату пособия по временной нетрудоспособности) приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи, а уплата таких взносов обоснована выплатами в рамках трудового договора (контракта), то для сотрудников, работающих у резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), суммы пособий по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом по ставке 9 %.

– Когда будет запущено мобильное приложение для физлиц на IOS? (Евгения, г. Могилев)

Шкут Сергей: Сегодня успешно функционирует мобильное приложение MNS Mobile для интерактивного сервиса «Личный кабинет плательщика – физического лица». Мобильное приложение может быть использовано на мобильных устройствах с системой Android. В конце года, в декабре, планируется выпуск приложения для устройств с системой iOS.

Авторизоваться в мобильном приложении можно с помощью того же логина и пароля, что используются для входа в личный кабинет физического лица на сайте МНС. Стоит отметить, что основные сервисы личного кабинета физического лица доступны и в мобильном приложении.

В приложении физлица могут подать заявку на получение документов из учетной системы налоговых органов; записаться на личный прием к руководству инспекций и просмотреть личную историю записей; получать извещения на уплату земельного налога и (или) налога на недвижимость, подоходного налога; получать информацию по объектам налогообложения земельным налогом и налогом на недвижимость физических лиц; просматривать документы, поступившие в адрес плательщика от налоговых органов.

В разделе «Налоговый калькулятор» можно рассчитать суммы подоходного налога с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (2017 и 2018 год). А в разделе «Оплата налогов» – просматривать предъявленные к уплате платежи в бюджет. Ведутся работы по реализации возможности оплаты через мобильное приложение Белагропромбанка.

Кроме того, на сайте МНС в открытом доступе для физических лиц будут интересны следующие электронные сервисы. «Создай свой бизнес» – представляет пошаговую инструкцию для начинающих бизнесменов – как индивидуальных предпринимателей, так и организаций. Сервис предоставит информацию, необходимую для выбора формы регистрации в качестве плательщика, режима налогообложения, сведений о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов и др.

Сервис «Налогообложение физических лиц и ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков» создан для повышения качества информирования плательщиков – физических лиц. Кроме разъяснения норм налогового законодательства, здесь собрана база ответов на самые актуальные вопросы о действующем налоговом законодательстве, ставках налогов для физических лиц, льготах, о порядке взаимодействия с налоговыми органами и т.д.

По сообщению БЕЛТА