Вы здесь

Четкого определения, что такое женский бизнес, нет. Потому непросто высчитать и его долю в стране. Различными инициативами проводятся опросы, исследования, которые говорят о том, что их часть среди малых и средних предприятий примерно одинакова – 30%. Что касается отраслевого разнообразия, на первом месте стоят образование, здоровье, услуги – на них приходится 70%. На втором – бизнес-услуги, информация, недвижимость и туризм, на третьем – промышленность. А если попытаться создать некий схематичный общий образ женского предпринимательства, это будет микроорганизация, работающая в сфере услуг.

Исследователи женского предпринимательства утверждают, что представительницы прекрасной половины человечества достаточно мотивированы к бизнесу: большинство из них при опросах подчеркивают, что основной причиной для занятия своим делом является возможность больше зарабатывать, кроме того, это творческая и профессиональная самореализация, а также возможность свободно распоряжаться собой и своим временем. А опыт развитых стран мира подсказывает, что вовлечение в предпринимательство женщин наравне с мужчинами может стать одним из важных драйверов роста экономики. Пока Беларусь на пути к этой цели. При этом женское предпринимательство в стране уже не является экзотикой. На уровне правительства принимаются программы поддержки, а на а местах организуются диалоговые площадки, которые помогают изучить ситуацию внутри процесса. Одна из таких состоялась весной текущего года в Могилевской области по инициативе Белорусского союза женщин. Круглый стол по развитию женского предпринимательства в Республике Беларусь собрал представителей министерств, законодательной инициативы, местной исполнительной власти, а также женщины, занимающиеся бизнесом в Могилевской области.

«Сегодня очень важно понимать на всех уровнях власти, что еще нужно сделать со стороны государства, чтобы женское движение в предпринимательской деятельности активно развивалось. Надеемся, что такой диалоговой площадкой станут проводимые круглые столы, за которыми будут озвучены планы государства по развитию предпринимательства и ожидания бизнесвумен, а также тех женщин, которые только задумываются над тем, как начать свое дело. Важно отметить, что исполнительная власть в Могилевской области является связующим звеном между представителями бизнеса и профильными министерствами и ведомствами, аккумулирует предложения и пожелания всех субъектов хозяйствования, передает эту информацию для формирования новых законодательных актов или поправок к уже действующим», – отметила в своем приветственном выступлении на мероприятии член правления ОО «Белорусский союз женщин», заместитель председателя правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич.

Женское предпринимательство действительно актуальное для Могилевщины направление. По информации комитета экономики Могилевского облисполкома, на сегодня 3260 женщин являются учредителями (или соучредителями) региональных коммерческих организаций. Традиционно организациям, созданным женщинами, принадлежит сфера торговли и общественного питания – 36,4% указанных предприятий осуществляет деятельность в данной отрасли. Женщины занимаются лесозаготовкой и даже деревообработкой, ими учреждены транспортные и строительные предприятия, их фирмы оказывают парикмахерские услуги и услуги индустрии красоты, они пробуют себя в сфере сельского хозяйства, предоставляют услуги по сдаче внаем помещений. Достаточно активно женский бизнес региона представлен в сфере здравоохранения и физкультурно-оздоровительных услуг, туризма, образования.

«В регионе разделения бизнеса по половому признаку нет, но при равных имеющихся возможностях со стороны руководства области развитию женского предпринимательства оказывается содействие – в основном точечно с использованием инструментов, предоставленных Указом Главы государства от 21 мая 2009 г. № 255. Так, за счет средств областного бюджета, в рамках Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство», субъектам малого предпринимательства оказывается государственная финансовая поддержка. Например, в 2020 году субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на реализацию инвестиционных проектов, предоставлены двум индивидуальным предпринимательницам и трем малым предприятиям, руководителями которых являются женщины», – рассказал заместитель председателя Могилевского облисполкома Руслан Страхар.

На Могилевщине первые частные компании, которые принадлежали женщинам, появились еще в 90-е прошлого века. Сегодня женский бизнес региона – это и крупные организации с многолетним опытом функционирования в областном центре, как, например, Издательский лом «Толока», которым руководит Татьяна Санчук, и мелкие торговые объекты с двадцатилетним периодом работы в районах, как, например бизнес Анны Подгурской в Мстиславском районе. Это и только открытые микрокомпании по оказанию услуг в крупных городах, как например школа йоги Елены Левковец в Могилеве, так и первые частные объединения в глубинке, например, женский кооператив «Горская сокровищница» в агрогородке Горы, что на Краснопольщине, который сплотил жителей трех сельских Советов района, занимающихся переработкой и реализацией продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. Это сыровары Славгородщины и создательницы брендовых изделий проекта «Креативные технологии» Быховщины, это объекты агротуризма, которые сегодня есть в каждом районе области, и которые также в большинстве своем являются примером женского предпринимательства в регионе.

То есть женский бизнес с каждым годом набирает обороты. Способствует тому и банковские кредитные продукты. Например, Белинвестбанк начал миссию по поддержке женского бизнеса еще в 2016 году. Банк развития имеет свою программу поддержки женского предпринимательства, реализует которую совместно с банками-партнерами. Подробно по ссылке https://brrb.by/activity/support-to-smes/podderzhka-zhenskogo-predprinimatelstva-2/

Просматривается еще одна интересная тенденция: сегодня все больше девушек – вчерашних выпускниц вузов, колледжей и лицеев – начинают заниматься бизнесом. И этому есть объяснение: для хорошего старта появляется все больше возможностей: программ развития, образовательных тренингов, которые можно получить порой даже бесплатно. И как результат – в студенческой среде перспективы по открытию своего дела после получения диплома рассматриваются как вполне реальное будущее. Это же подтверждает проведенный опрос среди студенток Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий (ранее университет продовольствия). Принимали участие в опросе представители двух полов: всего 223 человека в возрасте от 17 до 24 лет. Из них 121 – женщины. На вопрос, есть ли желание после окончания вуза заняться предпринимательством, 107 участников опроса ответили утвердительно. Перечисляя привлекательные стороны этой деятельности, отмечали престижность, возможность хорошего материального дохода, способность раскрыть имеющийся потенциал и заниматься любимым и интересным делом. Лидером перечня привлекательностей предпринимательской деятельностью студенты назвали возможность работать только на себя.

Галина ХИТРИКОВА.

Автор текста благодарит руководителя стартап-движения SmartLab БГУТ Викторию Пивоварчик за помощь в проведении опроса студентов.

Фото автора.